Панические атаки как духовная пилюля

По статистике, каждый 20-ый человек обращается к медикам по поводу панических атак. А ведь сколько помимо этого тех, кто не посещает врачей, имея такую проблему. В настоящее время существует множество теорий о природе этого явления. Ко мне на консультации обращается большое количество людей с паническими атаками и есть некоторый опыт в решении этих проблем. Поэтому хотелось бы затронуть эту актуальную тему.

Итак, по всем симптомам панические атаки похожи на bad trip, возникающий при употреблении психоделиков. Возникает данное состояние только при употреблении триптаминовых психоделиков. По крайней мере неизвестны случаи возникновения bad trip при употреблении фенилэтиламиновых наркотических препаратов. Среди нейронавтов известен факт, что фенилэтиламин ни в коем случае нельзя употреблять в сочетании в МАО-ингибиторами, потому что возникает жуткое состояние, похожее на паническую атаку.

Из всего этого можно сделать вывод, что паническая атака отчасти имеет химическую природу.

Но давайте разберемся, что вызывает bad trip в измененном состоянии? Всем известно, что употребление ЛСД необходимо проводить только в особой атмосфере, например чтобы играла спокойная музыка, был приятный запах сандаловых благовоний, а еще лучше на природе среди леса, цветов и пения птиц. Тогда возникает трансперсональное состояние погружения в сказку, соприкосновения с чем-то сакральным. Но если это делать в душном помещении, среди дурных запахов, громкой резкой музыки, хлама и грязи вокруг или при ярком раздражающем свете, в помещении с белой кафельной плиткой, в присутствии посторонних людей, то есть почти 100% вероятность, что возникнет невыносимое тревожное состояние, которое запомнится на всю жизнь.

Отсюда вывод, что bad trip имеет больше психологическую природу, нежели химическую. А психоделические препараты являются всего лишь катализаторами этих глубинных психических процессов. Подтверждает эту мысль тот факт, что подобные измененные состояния сознания могут возникать и без употребления препаратов. Доказательством тому служат флешбеки (самопроизвольные измененные состояния сознания) и панические атаки.

Давайте разберемся, что происходит с умом человека в момент bad trip’а.

Bad trip — это состояние максимальной фрагментации ума. Испытываемый дискомфорт возникает в силу максимальной удаленности от истинной природы ума человека, то есть синтетического глубинного сознания, из-за удаленности от первоисточника, от Бога.

Со слов людей, испытавших bad trip, в момент этого состояния они ощущали отсутствие любви и отсутствие души во внешнем и внутренним пространстве. Каждый объект и субъект реальности существовал как бы отдельно от всего, как будто ни в чем нет смысла, а есть только хаос, раздробленность и гнетущее состояние пустоты. Это мы и называем фрагментированным состоянием ума, когда один фрагмент ума не помнит или не знает о существовании другого, аналогичного фрагмента ума. Так как человек воспринимает все через призму своего ума, то все объекты и субъекты реальности по сути объекты ума. И в момент, когда они не увязаны между собой, возникает неприятное состояние фрагментации, бессмысленности и калейдоскопической раздробленности.

И совершенно противоположное состояние возникает, если удается побороть bad trip. Все объекты ума складываются в единую мозаику, возникает переживание общего контекста, синтеза всего сущего или замысла Божьего.

Каким же образом добиться этой победы? В первую очередь нужно понять, что это проблема несовершенного человеческого ума. Что такое несовершенный человеческий ум? Это такой ум, для которого не актуализирована проблема познания собственной природы, для которого не существует понятия первозданной духовной чистоты и духовной культуры. Другими словами, замысла Божьего. Именно переживание понимания этого глобального замысла и принято называть сердечным синтезом во всех эзотерических учениях. А божественная любовь естественным образом вытекает из осознания этого синтеза. Важно понимать, что не любовь сама по себе как фактор личности является причиной синтеза, а любовь является его неотъемлемым атрибутом.

Таким образом мы приходим к пониманию Святой Троицы: синтез всего сущего — это Отец (Атман), Любовь — Святой Дух (Мать, Будхи), а осознание этого единства — это Сын (Манас). Это и есть природа человеческого и любого другого ума. Если есть понимание этой фундаментальной эзотерической доктрины, то человеческий ум всегда находится в состоянии глубинного созерцания своей божественной природы и внешняя фрагментарность объективной реальности как бы скользит по поверхности внешнего ума и не может его увлечь настолько, чтобы внутренний ум ошибочно принял её за субъективную реальность. Это переживается как непрестанное парение над событийностью. На эту тему существует много духовных и психологических практик типа трансёрфинга, сталкинга и пр. Но главная ошибка практиков зачастую сводится к созерцанию самого феномена парения или движения, но как и любой феномен, это должно восприниматься как следствие, но не сама цель. Следствие правильного понимания данной метафизической доктрины. Если есть такое правильное понимание, то УМ по-другому и не сможет воспринимать и постигать свое трансцедентальное БЫТИЕ.
Если нет правильного понимания фундамента, то движение ума или ментала лишается главного вдохновителя, своего первоистока. Это движение по инерции в постепенно фрагментирующийся мир иллюзий. Бывший царевич превращается в Ивана дурака и блуждает в дремучем лесу до тех пор пока не встретит Бабу Ягу.

Что есть проблема иллюзии (маха майя)? Это когда внутреннее и вечное подменяется внешним, раздробленным и фрагментированным, а следовательно временным. Ум как прослойка между внешним и внутренним не всегда совершенен и не всегда улавливает причинно-следственную связь, а следовательно может забывать и отвлекаться на внешние иллюзорные раздражители. В результате состояние внешней раздробленности может настолько укорениться в человеческом сознании, что человек поверит в её абсолютную реальность. Таким образом возникает маха-майя или великая иллюзия бытия. А ум, лишенный своего первоисточника, лишенный состояния вечного непреложного созидания и сотворчества с Абсолютом, обречен на страдания. И bad trip, и паническая атака являются следствиями подобного бездуховного состояния. Более того, подобные страдания являются необходимым лекарством, часто это является единственной возможностью дать человеку понять, что не все в этом мире зависит от внешних факторов. Когда человек испытывает bad trip или паническую атаку, при всём негативном переживании внешней раздробленности происходит максимальное вычленение самого наблюдателя. Человек не может ничего поделать с происходящим, он является как бы безличным наблюдателем, страдающим от отсутствия личной вовлеченности. 

Паническая атака всегда связана со страхом смерти. Но страх смерти существует до тех пор, пока есть чему умирать. Пока существует иллюзорное эго, всегда будет страх смерти.

В момент соприкосновения с высшими энергиями личность как бы умирает и растворяется в пустоте. И единственное, что можно сделать — это принять с благодарностью подобную пилюлю, поняв, что личность — это и есть иллюзия. Личность — это то, что всегда мешает увидеть свою истинную индивидуальную божественную природу. 

Мы хотим противопоставить личность и индивидуальность. Что такое в нашем понимании индивидуальность? Индивидуальность проявляется во взаимоотношениях человеческого ума с собственной безличной природой. То есть ум не должен быть сосредоточен на себе или каких-либо внешних объектах. Ум духовно здорового человека всегда созерцает безличный Абсолют (Брахман). И только в этом процессе может проявиться индивидуальность отдельно взятой души. У каждого свой неповторимый путь решения этой глобальной проблемы и избавления от страданий, которое он причиняет сам себе своим духовным невежеством. Это мы называем взаимоотношениями по вертикали – Атман – Брахман.

Но помимо вертикали есть еще и горизонталь. Это личные взаимоотношения в данном духовном контексте. Это не что иное как духовное Братство. Это та самая Любовь в Духе или Община, которую строил преподобный Сергий. Это и любовь к Учителю. Это и любовь к Братьям. Это любовь в семье как элементарной ячейке глобальной человеческой общины. Вместе вертикаль и горизонталь являют собой крест —  символ воплощенного бытия. И недаром крест связан с Сыном или Манасом. Распятие — это и есть конечная точка, венец человеческого воплощения в мире иллюзий. Через понимание вертикали и горизонтали взаимоотношений Иван-дурак, снова преображается в Царевича, т.е. знающего царственный духовный закон или Дхарму. И единственный способ реализовать свою индивидуальность и избавиться от мучительных оков Эго — это просто встать и пойти по по индивидуальному пути познания своей безличной природы или тождественности Атмана и Брахмана.